Эффективная кооперация в крановом строительстве

Глядя на обилие импортной подъемной техники на современных строительных площадках наших городов, не верится, что СССР не закупал башенных кранов для жилищного строительства. Поступательный рост производства башенных кранов в России дает все основания ждать возвращения прежних позиций страны на рынке башенных кранов. Одно из таких предприятий Объединение «Машстройиндустрия», начавшее с 2002 года выпуск башенных кранов. Мы беседуем с заместителем генерального директора по новой технике Объединения «Машстройиндустрия» Александром ПАШКОВСКИМ.

— Александр Павлович, каковы особенности рынка башенных кранов в России?

— Крановый рынок очень специфичен. Вот, например, несколько наших башенных кранов КБ-515 были отправлены в Петербург. Хотя там производство подобных кранов есть, заказчик предпочел наши изделия. Почему? Дело в том, что за прошедшие десять лет многие строительные компании создали свои управления башенных кранов, персонал которых имеет опыт эксплуатации определенного типа кранов, поэтому они вряд ли откажутся от их использования в дальнейшем. В связи с этим говорить о жесткой форме конкуренции, вытеснении друг друга с рынка, нельзя. Можно сказать, что наше объединение заняло свою нишу на рынке, и в дальнейшем будет стараться ее удержать, а для более основательного закрепления в этом сегменте мы расширяем гамму продукции. Одной из важнейших задач нашего объединения является обеспечить кранами механизацию строительства всех типов жилых зданий, возводимых Группой компаний «СУ-155», а для этого проектировщики башенных кранов и новых зданий работают в тесном сотрудничестве. Зная перспективу возведения высотных зданий, мы разработали и запустили в серийное производство кран КБ-585, с высотой подъема груза до 160 метров. В настоящее время краны КБ-585 успешно работают на строительных объектах Самары и Москвы.

— Что представляет собой организация?

 

— Объединение «Машстройиндустрия» — предприятие с большим номенклатурным выпуском продукции, в составе которого на сегодняшний день три машиностроительных завода и конструкторскотехнологический институт. Сегодня на этих предприятиях, помимо башенных кранов, производятся стреловые краны грузоподъемностью 50 тонн, однобалочные мостовые краны грузоподъемностью до 10 тонн и пролетом до 22,5 метра, огромное количество металлоконструкций для строительства, целые линии и металлоформы для заводов, выпускающих железобетонные изделия, бытовые помещения для городков строителей, стальное и чугунное литье, и многое другое. Внутри объединения развивается производственная кооперация при изготовлении башенных кранов и других изделий, которая позволяет более полно использовать мощности каждого предприятия. Производство грузоподъемных машин построено так, чтобы максимально удовлетворять запросы заказчика и по возможности сокращать сроки между принятием заказа и его выполнением. Так, на «Одинцовском машиностроительном заводе» сейчас сконцентрировано производство кранов КБ-515.

Эта модель сегодня конкурентоспособна на рынке башенных кранов. Мы имеем устойчивый спрос, который «ОМЗ» удовлетворяет. Думается, спрос на башенные краны КБ-515 будет расти. Руководство приняло решение добиваться увеличения объема производства за счет изготовления крана КБ-515 силами двух заводов (ООО «ОМЗ» и ОАО «Строммашина») по кооперации. Эта задача хорошо проработана и с апреля текущего года приступили к ее воплощению в жизнь. Узлы крана КБ-515 производятся параллельно на «ОМЗ» и на «Строммашине». Для решения этой задачи была проделана большая подготовительная работа. Отработана стапельная оснастка, которая позволит получить взаимозаменяемые узлы на обоих заводах. Кран КБ-515 — машина сегодняшнего дня, где применено много новых технических решений, позволяющих улучшить ее технические характеристики. Кроме того, «Строммашина» является базовым заводом по изготовлению модели КБ-415. Именно здесь в 2002 году было начато производство этого башенного крана. Сегодня прорабатываются планы увеличения объема производства в два раза. Есть такая тенденция, чтобы производить краны из узловпо возможности взаимозаменяемых. Все, что производим, берет начало в КТИ, там появляется документация, а ее воплощение в металл идет на заводах объединения. В работе нам помогает школа машиностроения, основы которой заложены еще в советское время. Между «КТИ-155» и заводами объединения крепкая связь. Есть возможность проверить технические решения на предприятиях, и, наоборот, с имеющимися идеями можно прийти в институт и получить «добро». От идеи до воплощения — короткий срок. Основная задача здесь решается гармонично и достаточно быстро. Амашиностроительный завод в Вичуге—это предприятие с хорошими традициями и определенным набором технологического оборудования. В объединение завод пришел позже всех. Вначале он не имел своего лица, там занимались вспомогательным производством. Между тем в определенный период перед «Машстройиндустрией» встала задача изготовления строительных подъемников. Эту проблему предоставили решать именно этому заводу. Сначала поместили там изготовление лебедок, а потом шаг за шагом передали изготовление основных узлов к кранам. Теперь на заводе освоен выпуск фасадных и грузовых мачтовых подъемников ПМГ-01, а с весны этого года в серийное производство запущен и грузопассажирский подъемник ПРГП-01. Сейчас проходит испытание опытный образец грузового мачтового подъемника ПМГ-02. Стало быть, «ВМЗ» гармонично влился в объединение и стал предприятием, имеющим свою характерную продукцию, которая определяет, что это завод, а не мастерские.

— Важная проблема — безопасность работы крана. Помнится немало случаев, когда краны падали и наносили непоправимый ущерб не только «коробке» здания, но и репутации компании…

— В советское время сварщики, допущенные к сварке металлоконструкций башенных кранов, несли уголовную ответственность наряду с руководителями предприятия в тех случаях, если при аварии башенного крана причиной ее было установлено разрушение металлоконструкций из-за некачественной сварки. В настоящее время законодательство изменилось, однако за надежностью работы башенного крана в течение всего срока его службы заводы-изготовители несут юридическую и экономическую ответственность. В связи с этим требование по качеству изготовления башенных кранов является первостепенным в работе руководства и всех служб завода. Качество, надежность техники в настоящее время являются основными критериями в продвижении изделия на рынке, определяющими имидж завода. Увеличение нормативного срока службы башенного крана для потребителей — это основной критерий при покупке крана при их равных технических характеристиках, а это можно сделать только за счет высокого качества изготовления.

— Какие обязательства вы несете перед заказчиком по сервису и обслуживанию кранов и какие комплектующие используете при сборке техники?

— В соответствии с нормативной документацией гарантийный срок службы крана составляет 18 месяцев с момента пуска в эксплуатацию, в течение этого периода заводы обязаны осуществлять ремонт кранов с поставкой запчастей в тех случаях, если сбой в работе произошел по вине завода. Но, даже если это произошло по вине потребителя, мы находим решения, чтобы техника работала с минимальными потерями. На ОАО «Строммашина» организована группа сервисных специалистов, которые способны выполнять монтажи, наладку машин на объектах заказчика и производить обучение обслуживающего персонала. Эта группа специалистов была востребована заказчиками в Новосибирске, Самаре, Калуге, Санкт-Петербурге и в других городах. Оттуда получены хорошие отзывы и было принято решение о том, чтобы заказчику вместе с техникой предлагать сервисные услуги по монтажу, наладке и обучению персонала. Есть уверенность у краностроителей, что сервисная служба не только привлечет заказчиков, но и поможет выявить те негативные моменты, которые всегда бывают при выпуске сложных машин. Сервисная служба будет выполнять услуги по гарантийному и постгарантийному ремонту. Есть организации,у которых нет такой службы, и «Машстройиндустрия» готова в любой момент оказать помощь в эксплуатации и ремонте соответствующей техники. Одним словом, мы готовы работать с партнерами. Учитывая, что современные электропривода башенных кранов и приборы безопасности — это сложное изделие, наши заводы заказывают их на специализированных предприятиях: «Кран-электро», «Кранприборсервис», «ЭГО», «Редуктор», и других. При изготовлении в основном используются комплектующие российского производства, однако есть комплектующие, например ОПУ, кабельные разъемы, которые нужного качества в России не производятся, и нам приходится покупать их за рубежом. Но незначительную часть…

— Насколько заметна проблема кадров — представители промышленных предприятий говорят о ней постоянно…

— Кадры решают все, это лозунг интернациональный, хотя он и появился в нашей стране в период индустриализации. Набор, обучение, переподготовка и рабочих, и инженерно-технических кадров — это основная задача руководителей вместе с аппаратом управления любого предприятия. Эта проблема актуальна и для наших заводов. Решений этой проблемы много, одной из них является привлечение молодых людей на завод, обучение профессии на рабочем месте либо привлечение ребят из ПТУ. Мы в этом направлении работаем, и как мне кажется, успешно. Но, конечно, в любом коллективе есть костяк. Поэтому я не могу не сказать о тех специалистах, которые создали или принимали участие в создании башенных кранов, которые до настоящего времени работают на стройках России — КБ-401, КБ-405, КБ-403, КБ-504, КБ-408, КБ-415, КБ-515, КБ-585 — и многих других. Это Борис Клеоникович Марысаев, Валерий Яковлевич Кромский, Ефим Маркович Певзнер, Сергей Петрович Голев. Мы гордимся, что они до сегодняшнего дня работают с нами!

Ольга МАЛИНОВСКАЯ, маркетолог Объединения«Машстройиндустрия».


Перейти к списку